УП «МИНГАЗ»

Цифровая трансформация: практические кейсы УП «МИНГАЗ»

Сегодня цифровые технологии имеют колоссальное значение не только для банков, ретейла, промышленности, но и для газовой отрасли. К слову, эксперты используют понятие «цифровой зрелости» компании — ее диджитал-стратегии, что определяет неоспоримое конкурентное преимущество. Это не просто применение технологических инструментов для эффектных PR-ходов, а реальное усиление фокуса внимания на запросах клиентов, оперативность и высокое качество исполнения поставленных задач. Когда smart-технологии становятся точками роста для всей экономики страны.

Примером активной цифровой трансформации стала работа УП «МИНГАЗ». Есть все основания говорить о цифровой экономике в деятельности самостоятельного подразделения, занимающегося обслуживанием населения.

— За несколько последних лет Беларусь значительно прибавила в цифровой информатизации. И период с 2015-го по 2020 год стал особенно важным для развития нашего предприятия в этом аспекте. Мы не остались в стороне от масштабного действия «вхождения в цифру» и значительно продвинулись вперед с учетом специфики работы — бесперебойного обеспечения энергоресурсом, удерживая этот сложный процесс под контролем, — подчеркивает генеральный директор УП «МИНГАЗ» Вадим Шолоник. — Что именно сделано в работе службы? В электронном виде создана база данных наших клиентов — физических и юридических лиц, здесь же обозначены все виды их газового оборудования. Кроме этого, цифровизованы и привязаны к конкретным видам работ вопросы трудоемкости и временных норм их исполнения.

Процесс цифровизации помогает дифференцированно подходить к работе. Теперь специалисты выезжают строго на те задания, которые гарантированно могут выполнить, имея определенный уровень квалификации. Прежде работа строилась иначе: на участок отправлялась «группа товарищей», а дальше выбирали тех, кто справлялся с возникшей проблемой. Сегодня по указанному адресу едет один человек, аттестованный и подготовленный должным образом, способный за одно посещение выполнить весь объем работы. Так что с точки зрения охраны труда и техники безопасности риски минимизированы.

Совместно с ЧУП «Белтрансспутник» мы создали программный продукт, который помог оптимизировать логистику нашей службы. Теперь заявки формируются так, что заказчику нет необходимости ждать неопределенное время слесаря-газовика. Услуга предоставляется в течение часа от момента принятия обращения в работу. На мобильный телефон человека приходит уведомление: к вам направляется такой-то специалист, а также номер его мобильного телефона. Какие-то уточнения можно получить, связавшись непосредственно с мастером.

Новый метод реконструкции газопровода — санация.

Программная касса, работу которой мы одними из первых внедрили в структурном подразделении системы «Белтопгаз», позволяет в режиме реального времени произвести оплату за конкретный вид работ, при этом нет необходимости искать в прайсе соотношение цены и услуги — сервис уже автоматически оценен. Такое портативное устройство — это кассовый аппарат, принтер и платежная система «3 в 1».

Новые технологии мы рассматриваем не как любопытные новинки, а возможность оптимизировать максимальное количество процессов, оперативно и качественно выполнять поставленные задачи. В итоге трудоемкость в работе службы выросла на 30 процентов. При переходе на сдельную форму оплаты труда на 50 процентов поднялись доходы наших специалистов.

Если же говорить в общем, цифровизация позволяет контролировать большие объемы информации, дает возможность комплексно рассматривать работу предприятия, следить за его развитием и принимать своевременные управленческие решения.

Запас прочности

В 2020-м в работе УП «МИНГАЗ» не возникало прецедентов или чрезвычайных ситуаций, связанных с прекращением подачи газа. Поставленные задачи выполнялись четко. Были реконструированы все запланированные объекты. К слову, в прошлом же году на предприятии создана современная сертифицированная лаборатория неразрушающего контроля и технической диагностики, оснащенная современным оборудованием.

— Используя его, мы планируем создать собственную методологию оценки состояния газопровода для определения его остаточного ресурса. Такую работу ведем совместно со специалистами ГП «НИИ Белгипротопгаз» и ГИПК «Газ-Институт», — продолжает Вадим Евгеньевич. — Замена и реконструкция газовых сетей в Минске — большой спектр работы. Не секрет, например, что на Партизанском проспекте газопровод проложен более 60 лет назад. Всего в модернизации нуждается порядка 30 процентов сетей, что требует немалых временных затрат и значительных финансовых вложений. Это работа на перспективу, и ее надо выполнять.

Дефектоскопист рентгено-гаммаграфирования Дмитрий Ермаков.

Дальнейшие планы на предприятии связывают с продолжением совершенствования процесса цифровизации. Суть его в построении цифровых математических моделей газовых сетей, которые позволят точно прогнозировать и структурировать поставку и потребление газа, а также определить обменную нагрузку на газораспределительные сети.

Более широко будут использоваться и новые способы ремонта газопровода. Такие как реконструкция методом санации — технологии бестраншейного ремонта, когда всего две выемки в грунте позволяют провести необходимые работы. Здесь очевидны и экономические выгоды, и комфорт участников дорожного движения, поскольку нет нужды перенаправлять транспортные потоки и восстанавливать нарушенное благо­устройство. К слову, по итогам этой работы предприятие стало победителем VI Республиканского конкурса на соискание премии за достижения в области энергоэффективности и ресурсосбережения «Лидер энергоэффективности Республики Беларусь — 2020».

Как отмечает генеральный директор, позитивные итоги работы УП «МИНГАЗ» — результат согласованности команды специалистов. Высокий уровень профессионализма, обладание личными характеристиками, которые сегодня называют soft skills (вовлеченность, эмоциональный интеллект, способность выстраивать грамотную коммуникацию с клиентами), помогают поддерживать высокие стандарты сервиса.

Автор: Фото: Алексей МАТЮШ